Русская тяжеловозная порода лошадей: характеристика, уход и кормление. Лошади тяжеловозных пород Русская тяжеловозная порода лошадей характеристика

Масть: рыжая, чалая, гнедая
Происхождение: Украина
Высота в холке: 1,47 - 1,52 м
Использование: тяжелая упряжка

Эти мощные лошадки встречаются на широких пространствах от суровой Сибири до самих предгорий Кавказа. Русский тяжеловоз является самой распространенной тяжелоупряжной породой в России. Популярность этой породы в стране далеко не случайна – несмотря на то, что мощности она уступает некоторым тяжелоупряжным породам, лошади этой породы являются незаменимыми помощниками в сельском хозяйстве. Русские тяжеловозы неприхотливы в содержании, устойчивы к суровому Российскому климату и скороспелы.


Произошла эта порода от Бельгийских тяжеловозов – арденов. Их стали завозить в Россию в IVIII веке в большом количестве. Несмотря на множество экстерьерных недостатков и не гармоничное строение тела, ардены обладали хорошими рабочими характеристиками, были неприхотливы в уходе и содержании. Они быстро завоевали популярность в России и к началу XIX века 376 хозяйств занимались разведением арденов, причем разводили их не только в чистоте, но и скрещивали с другими тяжелоупряжными породами. Наиболее часто жеребцами арденской породы крыли кобыл брабансонской. В результате такого скрещивания экстерьер российских арденов значительно улучшился. На Всемирной выставке, которая проходила в Париже в 1900 году, жеребец Каравай получил золотую медаль.


Тогда обратили внимание на своеобразную породную группу и стали называть ее «ардены из России».
В послереволюционный период на основе русских арденов началась вестись племенная работа по разведению новой сельскохозяйственной породы лошадей, которая отличалась хорошими рабочими качествами, была гармонично сложена и неприхотлива.


В 30–е годы появилось несколько основных породных линий: Ларчика, Караула, Поденщика и Рубикона. У лошадей было очень гармоничное строение, правильный экстерьер. Но был у них один очень существенный недостаток, который отрицательно сказывался на рабочих способностях - очень маленький рост (135 – 143 см в холке).
Были приняты меры по укрупнению новой породы. В 1952 году была зафиксирована новая порода, которую было предложено назвать русской тяжеловозной.


Русский тяжеловоз является единственной отечественной породой относительно некрупных тяжеловозов.
На сегодняшний день представители этой породы – это среднего роста лошади, с хорошо выраженным тяжелоупряжным типом телосложения, гармонично сложенные, у них массивный достаточно длинный корпус и крепкие костистые ноги.

Все выводимые человеком породы лошадей по характеру их использования разделяют на две большие группы: верховые и упряжные породы.

Верховые породы подразделяют на специализированные, то есть предназначенные сугубо для верховой езды и конного спорта, и верхово-упряжные. Примеры специализированных пород лошадей: ахалтекинская,арабская, чистокровная верховая, терская. Верхово-упряжные породы (подразумевающие комбинированное использование) представлены в Россиибудённовской, донской, кустанайской и другими породами.

Упряжные породы имеют своим предназначением разностороннее использование в упряжи. Эта группа пород включает в себя: легкоупряжные, характеризующиеся способностью бежать резвой рысью в упряжи (орловская ирусская рысистая породы и другие), и тяжёлоупряжные, используемые на тяжёлых работах в упряжи на медленных аллюрах (советский, русский,владимирский тяжеловоз и другие).

Орловский рысак был выведен в Хреновском заводе графа Алексея Григорьевича Орлова в Воронежской области методом сложного воспроизводительного скрещивания в основном всего трёх пород: арабской верховой, датской верхово-упряжной и голландской упряжной породы.

Выведению этой породы способствовал спрос на крупную, выносливую и в то же время быструю лошадь, требовавшейся для почтовой и пассажирской связи между городами.

Родоначальником этой породы был один лишь конь - Барс I, являвшийся помесью голландской упряжной, арабской и датской верхово-упряжных пород. Барс отличался силой и резвостью, хорошими экстерьерными формами. В литературе описывается, что Барса спаривали с кобылами исходных пород. Причём для закрепления полученного типа использовались даже родственные спаривания. Для улучшения же породы проводилось смешивание с кровью других пород. Секрет вывода породы был в систематическом отборе потомства, а также целеустремлённых тренировках молодняка и превосходных условиях содержания и кормления.

Орловские рысаки характеризуются большой силой и выносливостью. Средняя высота в холке взрослой особи составляет 158-161 см, обхват пясти: 20-21 см, а средняя масса орловского рысака достигает пятиста килограмм.

Орловский рысак характеризуется крупной головой, длинной, сухой, иногда - лебединой шеей, средней высоты холкой, глубокой, длинной и достаточно широкой грудью, мускулистой спиной, длинным и широким, спущенным крупом, длинными конечностями.

Масть орловского рысака обычно серая, реже - вороная, рыжая или гнедая.

Орловского рысака часто сравнивают с американским или французским рысаком по резвости. Однако орловский рысак превосходит их по крупности и грузоподъёмности. Лучший результат у этой породы на скачках на дистанцию:

1.6 км - 2 мин. 2 сек.;

2.4 км - 3 мин. 9 сек.

В России орловский рысак достаточно распространён. Он хорошо используется для улучшения местных пород лошадей, а также закупается зарубежными конными заводами.

Чистокровная верховая порода (она же в именуется иногда английской скаковой) была выведена в Великобритании путём скрещивания местных и завозных восточных кобыл с жеребцами восточного происхождения, в том числе с арабскими, варварийскими и турецкими.

Чистокровная лошадь достаточно высока: рост в холке достигает 157-162 см. Кони чистокровной породы отличаются исключительной резвостью. У них очень живой темперамент. Правда, некоторые специалисты находят его даже черезчур нервным.

Конституция чистокровной лошади нежная, плотная. Такое животное очень требовательно к питанию и условиям содержания.

Голова (чистокровной верховой лошади) характеризуется малой массой, она сухая, с прямым профилем и большими выпуклыми глазами. Шея лошади длинная и тонкая. Грудь глубокая, с отодвинутыми назад рёбрами, но не широкая. Спина короткая, круп длинный и даже немного наклонный. Живот подтянутый, конечности длинные, сухие, с чётко отчерченными суставми, сухожилиями и длинной бабкой.

Чистокровной верховой породе свойственна рыжая, гнедая, серая, реже - вороная масть.

Рекорд на скачках чистокровной верховой породы составляет:

на 1 км - 58 сек.;

на 2.4 км - 2 мин. 23 сек.

В истории чистокровную породу использовали и используют до сих пор для создания многих иных верховых пород лошадей. Также, например, с участием этой породы были созданы: стрелецкая, будённовская, кустанайская и некоторые другие отечественные породы.

Русская рысистая порода

Выведена порода путем длительного разведения "в себе" помесей, полученных от простого воспроизводительного скрещивания орловского рысака с американским.

Особое внимание при создании породы уделялось полноценном кормлению и способам содержания, воспитанию и тренинга молодняк; способствующие совершенствованию и закреплению ценных резвостных породных свойств рысаков.

высота в холке - 159,3-160,3 см.

длина туловища - 161,1-161,5 см.

обхват груди - 182,3-182,7 см.

Обхват пясти - 19,8-20,2 см.

Русская тяжеловозная лошадь была выведена на Урале. Выведение породы было непростым, заключалось в скрещивании местных лошадей, водившихся на территории уральских гор, со средних размеров тяжеловозами из Франции и Бельгии (например, с арденской лошадью). В ходе разведения были выведены массивы улучшенных лошадей. Племенная работа заключалась в закреплении у потомства свойств сухой, некрупной, нетребовательной к питанию и обслуживанию рабочей лошадки, обладающей достаточной резвостью на медленных аллюрах, то есть хорошо шагающей и даже способной к рыси.

Русские тяжеловозные лошади некрупные, высотой в холке составляют порядка 146-148 см, обхват пясти примерно 20-21 см. Туловище лошади глубокое, удлинённое. Ноги коротковаты, но крепкие и сухие. Голова русского тяжеловоза небольшая, но широкая; шея - мускулистая и короткая. Спина длинная, иногда мягковатая. Поясница и круп - широкие, круп встречается слегка раздвоенный.

Масть русского тяжеловоза обычно бывает рыжая или рыже-чалая. Реже встречается гнедая, гнедо-чалая, вороная, серая масть.

Русская тяжеловозная лошадь характерируются большой работоспособностью, долголетием, высокой плодовитостью, и, что немаловажно, нетребовательностью к условиям содержания. Русский тяжеловоз хорошо аклиматизируется как в холодном, так и в жарком климате.

Сегодня представителей русского тяжеловоза используют как в народном хозяйстве, так и на конных заводах уже в качестве улучшателя иных пород. А из-за высоких молочных удоев у кобыл русской тяжеловозной породы её применяют в молочном хозяйстве. Молочность кобыл русской тяжеловозной лошади поистине рекордна и может достигать 3 000 кг за один лактационный сезон! Хотя, впрочем, большими удоями славятся все тяжеловозные породы.

Владимировский тяжеловоз создавался в районах Владимирского ополья, где преобладают плодородные, но тяжёлые почвы. Для их обработки требовалась поистине могучая лошадь. Кроме того, дело было в 20-40-х годах XX века, когда быстрорастущие советские города испытывали нужду в гужевом транспорте. Это и явилось предпосылкой для развития во Владимирской области тяжеловозного коневодства.

Выведение владимирской породы тяжеловозов заключалось в смешивании местных лошадей с рысистыми и тяжеловозными жеребцами. Тяжеловозы брались также и из-за границы, с горных районов Бельгии и Франци

Лошади владимировской породы крупные, высотой в холке достигают порядка 1.6 м. Обхват пясти составляет около 25 см. Голова у лошадей этой породы большая, сухая, с выраженным горбом на носу. Шея - мускулистая, холка - хорошо отчерчена. Спина у владимировских лошадей широкая и удлинённая. Лопатки - длинные, косо поставленные. Лошади также характеризуются глубокой и широкой грудью, длинным и немного приспущенным крупом. Ноги тоже длинные, поставлены корректно. Владимирские тяжеловозы характеризуются существенной оброслостью конечностей. В районе путовых суставов обычно образуются щётки, а у более сырых лошадей волосы могут доростать до полпясти.

Темперамент у владимирских тяжеловозов энергичный. Движения на шагу и рыси на удивление лёгкие, свободные, даже размашистые. Лошади владимирской породы очень выносливы в работе, хорошо могут передвигаться не только шагом, но и рысью.

Советский тяжеловоз. Завершением выведения породы советского тяжеловоза можно считать XX век, примерно 20-е года. На ряду с поглотительным скрещиванием местных лошадей с породой брабансон применяли разведение лучших поместных животных «в себе». При отборе и подборе создатели породы обращали внимание на крупность тела, выносливость организма, качество движения лошадей шагом и рысью, а также на сухость конституции лошади.

В наше время советский тяжеловоз в России наиболее широко распространён среди всех иных представленных тяжеловозных пород.

Лошади советской тяжеловозной породы, несомненно, крупные. Высотой в холке они достигают 156-160 см. Обхват груди может достигать 2 м, а иногда даже более - 2.06-2.1 м! Обхват пястья составляет 23-25 см. Голова у советского тяжеловоза средней величины, шея - мускулистая, у некоторой части лошадей голова короткая. Спина нередко встречается мягкой, поясница - выпуклая, круп - широкий, раздвоенный и часто свислый. Грудь - широкая, средней глубины. Ноги, однако, тонкие, со слабой оброслостью. Из-за подобной характеристики некоторые коневоды считают именно ноги советского тяжеловоза их «слабым местом».

Мастью советский тяжеловоз обычно бывает рыжей, гнедой, серой, реже - чалой.

Рекорд грузоподъёмности советских тяжеловозов на контрольных испытаниях составил 22.9 тонны! Без всякого сомнения, это превосходный результат!

Сегодня советский тяжеловоз служит не только на хозяйственных работах. Он также неплохо используется и для улучшения местных российских упряжных лошадей. Этим занимаются на конных заводах в центральной части России.

53. Виды кормов. Химический состав кормов как первичный показатель их питательности. Привести схему зоотехнического анализа. I. Корма растительного происхождения. ГРУБЫЕ КОРМА. К грубым кормам относятся сухие растительные корма с высоким содержанием клетчатки (25-45%). Такие корма являются обязательным компонентом рационов травоядных животных.

Сено. Его получают из многолетних и однолетних бобовых и злаковых трав, а также из травостоя. Наиболее полноценно сено из разнотравья.

Солома. Влажность соломы должна быть 18-20%.

Сенаж. Это консервированные грубые корма, которые заготавливаются из трав, провяленных до влажности 40-60%. Веточный корм. Грубый корм из тонких побегов древесных пород: березы, осины, клена, липы, ясеня, ивы, вяза, тополя, лещины, хвойных и др. Он частично заменяет в рационе сено и солому. Хвою используют в основном для производства хвойной муки и витаминной пасты.

Сочные корма - корма растительного происхождения, содержащие в своём составе значительное количество воды - порядка 70-92%.

Силосовать можно почти все сеяные и дикорастущие (кроме ядовитых) травы, зеленую кукурузу, подсолнечник, ботву корнеплодов и картофеля, а также клубни, жом и др.

Комбинированный силос. Он состоит из нескольких видов кормов, взаимодополняющих друг друга. Главная характеристика – уровень грубоволокнистой труднопереваримой клетчатки..

Корнеклубнеплоды. Сахарная свекла – высокопитательный корм, который содержит в своем составе до 25% сухого вещества, в том числе 19,5% сахара. В 1 кг свеклы – 12-15 г перевариваемого протеина. Ее питательность – 0,23-0,26 корм.ед.

Картофель идет на кормовые цели в сыром, запаренном, силосованном и сушеном виде. В сухом веществе – 80% крахмала.

Хороший компонент в комбисилосах – тыква. В ней – до 10% сухого вещества.

Морковь – ценный корм, особенно для молодняка. В ней – 13-14% сухого вещества (80% углеводов), высокое содержание каротина. Морковь в кормлении животных позволяет устранить витаминный недостаток в зимне-весенний период.

ЗЕЛЕНЫЕ КОРМА. К зеленым кормам относятся: отава естественных и улучшенных лугов и пастбищ, сеяные злаковые и бобовые культуры, ботва корнеклубнеплодов и бахчевых, различные водоросли, гидропонный корм и др. Особенность зеленых кормов – высокое содержание влаги (70-85%). В сухом веществе таких кормов – много питательных веществ.

КОНЦЕНТРИРОВАННЫЕ КОРМА. Зерно злаковых культур – кукурузы, ячменя, овса, пшеницы, ржи, проса, сорго – основной источник высокоэнергетических кормов растительного происхождения. Протеин злаковых имеет низкую биологическую ценность.

Зерно бобовых культур (гороха, сои, вики, чечевицы, люпина). По сравнению со злаковыми в зерне бобовых сырого протеина больше в 2-3 раза и лизина в 3-5 раз – первой лимитирующей аминокислоты в кормлении свиней.

Горох – хороший компонент комбикормов для свиней. В 1 кг – почти 220 г сырого протеина и около 15 г лизина. По биологической ценности протеин гороха приближается к протеину соевого шрота или мясной муки.

Соя – самая ценная бобовая культура. В ее бобах – 33% сырого протеина, наиболее полноценного из всех растительных протеинов. Однако в сырых бобах сои содержатся антипитательные вещества. Поэтому использовать зерно сои в комбикормах можно только после его тепловой обработки (прожаривания, автоклавирования, экструзии др.)

Люпин – отличный протеиновый компонент в концентратах для свиней, которых откармливают на рационах с картофелем.

II. КОРМА ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Животные корма отличаются высоким содержанием полноценного протеина, богаты витаминами и минеральными веществами. Такие корма используются в кормлении молодняка всех видов сельскохозяйственных животных, а также взрослых свиней, птицы и пушных зверей.

Мясная мука. Ее скармливают как белковую добавку к углеводистым кормам и добавляют к другим кормам до 5-8% рациона по питательности или 10-130 г на голову в сутки.

Мясо-костная мука. Скармливают её с углеводистыми и бедными золой кормами.

Кровяная мука. Имеет коричневый цвет и мелкозернистую структуру, содержит 74-84% белка.

Рыбная мука. Её добавляют в корм свиньям – 100-120 г на голову в сутки.

Цельное и обезжиренное молоко – универсальный источник полноценного протеина, витаминов группы В и др. Молочная сыворотка – также источник полноценного белка, молочного сахара и минеральных веществ.

III. ОТХОДЫ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. Жмыхи и шроты – продукты, получаемые при переработке семян масличных растений – сои, подсолнечника, льна, хлопка, арахиса и др. В них содержится 31-45% сырого протеина.

Сухой свекловичный жом – ценное кормовое средство для жвачных. В комбикорма для откорма молодняка крупного рогатого скота и коров его можно вводить до 10% по массе, заменяя им соответствующее количество зерна.

Меласса – углеводистый корм, в котором – около 50% сахара и около 10% азотистых веществ в основном небелкового происхождения. Благодаря высокому содержанию сахара она легко усваивается животными.

Барда и дробина – побочные продукты спиртового и пивоваренного производств. Сухую барду и сушеную дробину – ценное сырье для комбикормов – можно успешно использовать в комбикормах для свиней в качестве компонентов, позволяющих экономить зерно.

Химический состав является первичным показателем питательности кормов. В животном организме преобладают белки, жиры, а в растительных кормах - углеводы (крахмал, клетчатка, сахар). Содержание минеральных веществ в растительных и животных организмах различно. В организме животных в наибольшем количестве находятся кальций и фосфор, в то время как калий и кремний составляют основу золы растений. Витамины присутствуют в растениях и у животных в минимальных количествах и многие из них являются компонентами ферментных систем. Существенное различие между растениями и животными в отношении витаминов заключается в том, что растения сами синтезируют все необходимые витамины, а возможности животного синтезировать их весьма ограничены. Вода входит в состав всех кормов, ее содержание колеблется от 5 до 95%- Вода кормов служит средой, в которой находятся в растворенном состоянии питательные вещества, ценные для животного, в том числе ферменты, благоприятно действующие на физиологические функции организма. Вода входит в состав тела животных, являясь составной частью тела и средой, в которой протекают все физико-химические реакции, связанные с жизнедеятельностью организма. Она активный участник многих реакции обмена веществ и необходима для стабилизации температуры тела. Без воды животные погибают гораздо быстрее, чем без кормов. Белки имеют исключительно важное значение в питании животных. Они являются «носителями жизни», входят в состав всех клеток ц тканей, ферментов, гормонов, пигментов и других специфических веществ, играют важную роль в пищеварении, обменных процессах и защитных реакциях организма. Амиды - это отдельные аминокислоты. Питательная ценность белка неодинакова и зависит от содержания в нем аминокислот. Белки, в которые входят все аминокислоты, необходимые для образования тканевого белка, называют полноценными. Жир входит в состав протоплазмы и принимает участие в клеточном обмене веществ. Количество его в организме животных увеличивается с возрастом. При интенсивном питании животных жир откладывается в организме в подкожной клетчатке, в межмускульной соединительной ткани и в брюшной полости. Жир является растворителем ряда витаминов (A, D, Е), при отсутствии его в рационе усвоение жирорастворимых витаминов ухудшается. Жиры оказывают влияние на качество продукции. Углеводы составляют основную часть растительных кормов. Животные больше половины потребности в энергии получают за счет углеводов. Углеводы служат материалом для образования жировых запасов при интенсивном кормлении животных. По сравнению с другими питательными веществами корма углеводы самые дешевые источники энергии для животных. Минеральные вещества образуют костяк, входят в состав клеток, тканей, органов, участвуют во многих процессах обмена, активизируют ряд ферментативных систем. При достижении количества минеральных веществ в рационе в соответствии с потребностью животных эффективность использования кормов значительно повышается. Минеральные вещества необходимы для роста животных и поддержания их здоровья. Недостаток их в кормах ведет к тяжелым заболеваниям, снижению продуктивности, задержке роста и развития. Важное значение в питании животных имеют микроэлементы, которые содержатся в кормах в очень малых количествах. Важнейшие из них - железо, медь, кобальт, йод, марганец, цинк, селен. Витамины - это вещества с очень высокой биологической активностью, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности организма. Недостаток или отсутствие их в кормах вызывает заболевания - гипо - и авитаминозы. При этом ухудшается здоровье животных, замедляется рост и развитие, понижается резистентность организма, могут возникать и инфекционные заболевания. Особо важное значение при кормлении придают витаминам Л, D, С,а для свиней и птицы, кроме того, и витаминам группы В.

Питательность - это наличие в корме веществ, необходимых для удовлетворения пищевой потребности конкретных животным. Чем больше в корме используется компонентов, тем выше его питательность. Понятие о переваримости кормов. Корм, поступивший в желудочно-кишечный трат под влиянием пищеварительного сока и микроорганизмов, распадается на аминокислоты, моносахариды, жирные кислоты и растворимые соли. Оно всасываются в желудочно-кишечном тракте. При этом часть веществ корма выводится из организма в виде кала и часть поступает в кровь в лимфу (переваримте вещества). О степени переваримости корма судят по разнице между питательными веществами, поступившими с кормом, и количеством питательных веществ, выделенных с калом. Переваримость корма не дает полного представления о суммарном действии корма на организм животных, и ее, как правило, дополняют общей оценкой питательности кормов по их продуктивному действию. Общая питательность корма отражает его энергетическую сторону и оценивается в единицах обменной энергии. В качестве единицы оценки предложена энергетическая кормовая единица взамен овсяной кормовой единицы, равная 2500 ккал или 10450 кДж обменной энергии.

Протеиновая, витаминная и минеральная питательность кормов. Полноценность протеина определяется содержанием в нем незаменимых аминокислот, и в первую очередь критических (лизина, метионина, цистина, триптофана). Именно этих аминокислот чаще всего недостает в рационе животных. Усвоение аминокислот и организме зависит от наличия в рационе витаминов группы В, витамин D оказывает влияние на усвоение минеральных веществ, в частности кальция и фосфора, а витамин А (провитамин - каротин) - на усвоение почти всех питательных веществ. Использование энергии корма во многом зависит от содержания в рационе минеральных веществ (кальция, фосфора, натрия и т. д.). Недостаток же или избыток протеина ухудшает усвоение органического вещества - рациона в целом. Нарушение соотношения кальция и фосфора в рационе приводит к нарушению минерального баланса в организме. Недостаток энергии способствует нерациональному расходованию белка на ее возмещение. Отсутствие или недостаток в корме какого-либо элемента питания приводит к расстройству функций организма, сопровождающемуся задержкой роста, нарушением воспроизводительных способностей, снижением продуктивности, ухудшением здоровья животных.

Русский тяжеловоз – отечественная порода тяжелоупряжных лошадей. Усилиями селекционеров в ней собраны лучшие рабочие качества европейских тяжеловозов. Именно это позволяет её представителям стабильно занимать призовые места на всевозможных выставках. Описание русских тяжеловозов и интересные факты о них – в этой статье.

Типичный представитель отечественной породы тяжелоупряжных лошадей — русских арденов.

В 40-х годах XIX века из Бельгии в Россию стали завозить некрупных тяжелоупряжных лошадей – арденов. Они быстро получили распространение, хотя и имели ряд экстерьерных недостатков. В 1904 году уже более 300 российских хозяйств и конных заводов занимались разведением арденов, но в разнообразных помесях – с першеронами, брабансонами. Орловский рысак также поучаствовал в улучшении качеств русских арденов.

В результате многолинейного скрещивания порода приобрела собственные черты и заслужила признание на международных выставках. Революция 1917 года на несколько лет прервала племенную работу. Возобновилась она уже в новых условиях и завершилась только в 50-х годах XX века регистрацией породы, которую назвали русский тяжеловоз. Сегодня основная работа с ней ведётся ВНИИ коневодства.

Описание

Лошадей русских тяжеловозов трудно не узнать. Это крепко сбитые, низкопередые, мускулистые кони невысокого роста. У жеребцов-производителей высота в холке – около 1,5 м, вес – до 700 кг.

Жеребцы-производители вырастают в холке до 1,5 метров и весят до 700 кг.

Особенности экстерьера

Русский тяжеловоз чаще имеет рыжую или рыже-чалую масть, но иногда – гнедую или гнедо-чалую. Оброслость гривы, чёлки и хвоста умеренная. Кони очень выносливы как на шагу, так и в рыси.

Характер и темперамент

Уравновешенные, покладистые, доброезжие кони. Прекрасно показывают себя в упряжи, неутомимы и активны в работе, поэтому заслужили славу идеальных работников. От предков-арденов унаследовали приспособляемость и способность легко переносить суровый климат. К новым местам и смене хозяев привыкают быстро.

По темпераменту русский тяжеловоз – лошадь энергичная, подвижная, любопытная. По наблюдениям содержавших породу фермеров, может легко пойти галопом, что для других «тяжей» нехарактерно. Иногда показывает характер, но в целом – отличный компаньон.

Представители этой породы могут легко перейти на галоп, что нехарактерно для других тяжеловозов.

«Русские ардены» переросли своих бельгийских предков и сегодня признаны самой крупной породой тяжелоупряжных лошадей.

Большая производственная ценность русских тяжеловозов – плодовитость и долговечность. Племенные особи пригодны к разведению до двадцатипятилетнего возраста, а показатели по выходу жеребят в хорошие годы достигают 90%. Молочность ожеребившихся маток очень высокая (2700 литров за лактацию и выше).

Эти лошади чрезвычайно скороспелы. Полной зрелости достигают к трёхлетнему возрасту, но уже в 1,5 года по массе достигают 75% от зрелой особи, а по росту – 95%. Это качество позволяет рано ставить их в работу.

Хозяйственная ценность

Область применения породы – не только тягловые работы, хотя именно здесь русские тяжеловозы показывают прекрасные результаты. Благодаря отличным экстерьерным данным и другим рабочим характеристикам, их часто применяют в качестве улучшателей (например, для низкорослых северных лошадей).

Основное применение породы — работа в качестве тягловой силы.

При скрещивании русских «тяжей» со степными лошадями получают высокопродуктивные мясные гибриды, которые при табунном выращивании на 70 кг обходят своих местных сверстников по массе.

Ещё одно перспективное направление применения породы – молочное. ВНИИ коневодства на своей кумысной ферме получает от 3 до 4 тысяч литров за лактацию.

На испытаниях русские тяжеловозы бьют все рекорды. Дистанцию 2 км с возом сена 1,5 тонны эти кони преодолевают за 5 минут. Максимальная сила тяги русского тяжа поразительна – 26 тонн.

Текущее состояние породы

Несмотря на определённую стагнацию коневодства в России, русская тяжеловозная порода лошадей по-прежнему поддерживается на высоком уровне. По данным анализа линейной структуры, проведённого кандидатом сельскохозяйственных наук Анной Борисовой в 2014 году, племенным разведением этой породы занимаются 18 хозяйств в 16 регионах.

На сегодняшний день курируется 8 линий:

  • Градуса;
  • Коварного;
  • Поденщика;
  • Свиста;
  • Рубикона;
  • Рубина;
  • Караула;
  • Капитэна.

Линия Градуса – одна из самых популярных и многочисленных. Мощные жеребцы её ветви характеризуются идеальными экстерьерными качествами, высокорослостью (до 156 см) и обхватом пясти до 24 см.

К сожалению, в последние годы сильно сократилось поголовье линии Свиста, способной конкурировать по массивности, плодовитости и рабочим качествам с потомками Градуса. Основная часть этих лошадок разводилась в Белоруссии на Мстиславском заводе. В России представители линии Свиста используются на Красноармейском конезаводе.

Ещё одно перспективное направление применения тяжеловозов — молочное.

Молоко кобыл намного лучший заменитель грудного молока, чем коровье. Сегодня в России разрабатывается сразу несколько проектов по производству детских творожков, йогуртов и сухих смесей. Это делает разведение высокомолочных русских тяжеловозов перспективным.

Где купить?

Приобрести лошадь породы русский тяжеловоз можно как в частных хозяйствах, так и на племенных заводах. Конечно, вариативность цен при этом большая. На стоимость будет влиять возраст животного и чистота породы. Лучшие русские «тяжи» класса «элит» – на Куединском и Вологодском конезаводах, и в ООО «Дружба» Свердловской области. Реализация отъёмышей в племенных хозяйствах обычно происходит в августе-сентябре по предварительным заявкам.

Резюме

Русские тяжеловозы – перспективная хозяйственная порода. В нашей стране сохранился ценный генофонд, который может позволить восстановить поголовье этих удивительных лошадей. При грамотной организации хозяйства, разведение русских «тяжей» может стать рентабельным.

Эта порода - некрупных тяжеловозов. Выведена она в СССР путем сложного воспроизводительного скрещивания, отбора и подбора по типу в условиях умеренного кормления и использования лошадей в сельскохозяйственных работах.

Из пород, использованных для скрещивания, наибольшее значение имели местные лошади Украины, горные ардены и некоторые другие тяжеловозные породы (першероны, крупные бельгийские тяжеловозы и пр.), а также орловский рысак.

Ввоз в Россию арденских жеребцов горного типа начался с половины XIX века, планомерную же работу с этой породой у нас стали вести с 60-х годов прошлого столетия. В 1861 г. начали разводить арденов в Петровской (ныне Тимирязевской) сельскохозяйственной академии и в Чесменском заводе, Воронежской области, в 1868 г. - в заводах Кочубея и Чаплиц, Полтавской области, и в 1872 г. - в Деркульском государственном конном заводе на Украине. Успех разведения арденов в этих заводах, особенно в Чесменском, побудил заняться ими ряд других коннозаводчиков, и к 1904 г. в России было 376 хозяйств, в которых разводили арденов (следует учесть, что арденами в ряде случаев называли крупных бельгийских тяжеловозов).

Одновременно росло использование арденов в массовом коневодстве. Так, в 1875 г. в заводских конюшнях было 9 арденских жеребцов, а в 1915 г. - 597, что составляло 25,8% от всех тяжеловозных жеребцов в государственных заводских конюшнях.

В конце XIX века ардены были наиболее популярными лошадьми рабочего типа. Их особенно ценили за силу, хорошие движения и сравнительно малую требовательность к кормлению и содержанию.

В начале XX века государственные заводские конюшни и конные заводы уделяют больше внимания крупным тяжеловозам, причем во многих заводах арденских кобыл случают с брабансонскими жеребцами и переходят на разведение этой породы, хотя нередко сохраняют за своими лошадьми старое название - "ардены". Такое изменение в направлении племенной работы с арденами в России было вызвано, как и в других странах, усилением спроса на крупных рабочих лошадей для растущих городов и промышленных центров. Сохранила в основном прежнее направление в работе только небольшая часть заводов.

Ведущее место в арденском коннозаводстве вначале занимал Чесменский конный завод; он был основным поставщиком производителей для других конных заводов и государственных заводских конюшен. В конце XIX и в начале XX века, с переводом арденского племенного состава Чесменского конного завода в Першино и ухудшением племенной работы с этой группой лошадей, ведущее место занял Дубровский конный завод.

Чесменский конный завод работу с арденами начал в 1861 г. Он имел в своем составе 4 выводные кобылы и 2 выводных жеребца (Арлон и Арден). В 1871 г. в завод поступил выводной жеребец Бизори, а в 1875 г. - Калач. Небольшое число племенного материала вынудило с самого начала работы стать на путь применения близких, простых и комплексных инбридингов. Наиболее часто в первый период работы применялись инбридинги на Бизори и на комплекс Бизори - Калач. В качестве типичной для этого периода приводим родословную жеребца База.

В племенной состав отбирались только некрупные кобылы и жеребцы, а более крупные отбраковывались.

Чесменский завод создал довольно консолидированный тип ардена. Лучшими его представителями были Колпак 2-й и Баз. К Колпаку 2-му восходит родоначальник очень распространенной в данное время линии - Караул, внук Колпака 2-го, а Баз стал родоначальником линии, продолженной до наших дней через его сына Базика, внука Запоя и правнука Поденщика.

В Першине, куда был передан племенной состав Чесменского конного завода в начале 90-х годов XIX века, прежнее направление работы резко изменилось. Завод был пополнен довольно разнотипной группой выводных кобыл, среди которых были и мелкие - арденского типа и крупные - брабансонского типа. Затем начата была работа по укрупнению продукции путем использования крупных брабансонских жеребцов, и, наконец, было применено прилитие рысистой крови через жеребца Размаха.

С 1910 г. использование здесь в качестве производителей крупных брабансонов приняло массовый характер. Все это привело к утере однотипичности продукции, которой отличался Чесменский завод.

Деркульский государственный конный завод начал работу с арденами в 1879 г., когда в случку был пущен ардено-брабансонский жеребец Травник. В следующем году в заводе стали использовать выводного ардена Бурку. В маточном составе арденских кобыл числилось немного; большинство кобыл были помесями першеронов, датских лошадей, английских каретных, рысаков и арабских лошадей. Арденское отделение не было четко выделено в заводе, и отмечены случаи, когда першеронские кобылы "за малым ростом" переводились в арденское отделение.

В 1890 г. все тяжеловозы из Деркуля переводятся в Хреновое (Воронежской области), где, так же как в Першинском конном заводе, арденских кобыл стали случать не только с арденскими, но и с брабансонскими жеребцами, причем в последние годы перед революцией и в первые годы после нее удельный вес брабансонов в составе производителей значительно возрос. Лошади были в общем крупные, длинные, с хорошими обхвативши промерами. Но, как и в Першинском заводе, продукция была недостаточно однотипична и среди нее встречалось много лошадей мелких, коротких, с относительно меньшими обхвативши промерами.

В Дубровском конном заводе арденское отделение организовалось в конце XIX века (около 1895 г.). Наряду с деркульскими кобылами (с першеронской кровью) в маточный состав были включены отдельные арденские кобылы Чесменского завода (дочери чесменских жеребцов Каравая, Колчана и База) и одна брабано-рысистая кобыла. В качестве производителей сначала использовались только арденские жеребцы Чесменского завода (Баз, Куб, Колчан), а затем жеребцы, выращенные в своем заводе, тех же линий и комплексов - Базик и Караул (см. родословные).

Кроме этих жеребцов, в заводе было использовано несколько производителей новых линий. Наибольшее влияние из них оказали родные братья Бум и Брус от Баду и Брусники, жеребец Мутон и ардено-брабансонский жеребец Мальчик.

В результате умелого использования этих жеребцов на кобылах закрепленного типа Дубровский завод создал свой тип тяжеловоза, более мелкого, чем чесменский, но с лучшим развитием широтных промеров. Следует при этом учесть, что в Дубровском конном заводе так же как и в Чесменском проводился строгий отбор по типу, с исключением из племенного состава более крупных особей. В этом заводе были выведены основные продолжатели старых линий - Караул и ряд его детей, Запой с сыном Поденщиком, а также создана новая линия - Ларчика (см. родословную).

Из других заводов, имевших влияние на формирование современной породы, следует указать на Мариупольскую народную ферму, при которой в 1912 г. был организован завод с рысистым и арденским отделениями. Маточный состав этого завода имел частично те же корни, что и первоначальный состав Дубровского конного завода, частично же восходил к двум кобылам - одной, имеющей среди предков рысаков, а другой - верховых лошадей. Производителями здесь были использованы арден Начальник и брабансон Ладный (полубрат дубровского Мальчика). Племенная работа завода строилась на соединении этих двух линий с частичным инбридингом на Начальника, в результате чего была получена довольно однородная группа лошадей, более крупных, чем дубровские ардены, но с относительно узким корпусом.

Завод Кочубея, в конце XIX века в основном перешедший на поглощение арденов брабансонами, оставил в современном составе породы заметный след через жеребца Рубикона и частично через жеребца Размаха, имеющего рысаков в числе своих предков.

К концу XIX века тип русского ардена имел несколько вариантов: наиболее выровненный и более мелкий чесменско-дубровский , несколько более крупный и менее выровненный першинский , еще более крупный и тоже недостаточно выровненный хреновской . Эти различия в типе вполне объяснимы, если учесть методы работы с породой в отдельных заводах.

Долголетняя работа по консолидации желательных типов путем соответствующего отбора и подбора увенчалась успехом: к началу XX века была выведена новая "русская тяжеловозная " порода, не имеющая идентичных представителей в других странах. На Парижской выставке 1900 г. она обратила на себя всеобщее внимание.

Одним из важных условий, определивших успех работы, помимо отбора и подбора, были условия кормления и содержания. В большинстве хозяйств, где разводились русские тяжеловозы, они использовались как рабочие лошади, что имело очень большое значение для выработки у них доброезжести, хороших движений и выносливости.

Кормление тяжеловозов в большинстве заводов не было обильным. Так, например, в некоторых заводах среднесуточная дача на лошадь составляла 5-6 кг сена, 1,6 кг соломы и 5,25 кг овса. Летом подсосные кобылы во время работы получали 5-8 кг овса. Молодняк в первую зиму, кроме грубых кормов, получал 3 кг овса; годовики летом подкормки не получали, а на вторую зиму полуторникам давали 1,5-2 кг овса. К 1920 г. сохранились, да и то не полностью, лишь лошади Дубровского, Першинского и Хреновского конных заводов и Мариупольской народной фермы. В 1924 г. в заводских конюшнях было только 92 арденских жеребца.

В 1923 г. тяжеловозные лошади Дубровского конного завода были переведены в Ново-Александровский конный завод, Ворошиловградской области, куда в 1929 г. был передан также состав Мариупольской народной фермы. Тяжеловозное отделение Хреновского конного завода в 1925 г. было передано в Першино, откуда всех русских тяжеловозов в 1927 г. перевели в Уральский, а в дальнейшем в Куединский конный завод, Молотовской области.

Первоначально в этих заводах работа велась с тем же производящим составом, который был получен из прежних заводов, и теми же методами, которые в них применялись.

В период 1927-1937 гг. основные конные заводы (Ново-Александровский и Уральский, а в дальнейшем и Куединский) продолжали работу по консолидации породы и улучшению внутрипородных типов.

Выделение русских тяжеловозов в самостоятельную породу было произведено в 1937 г. В основу этой работы было положено как происхождение, так и тип лошади. Тогда же было указано на необходимость, во избежание смешивания наших тяжеловозов с французскими и шведскими (а в данное время и с прибалтийскими), называть их "русскими арденами". Сейчас эта порода названа "русский тяжеловоз".

В настоящее время эта порода довольно широко распространена. Основные районы ее распространения - Украинская ССР, с характерным для ее степей сухим климатом, и Молотовская область, с пересеченным рельефом и влажным климатом. Кроме того, русские тяжеловозы разводятся в Белорусской ССР, Удмуртской АССР, Кировской, Свердловской, Вологодской и Архангельской областях. Такой значительный по разнообразию район распространения указывает на широкие приспособительные способности русских тяжеловозов.

В массе русские тяжеловозы мелкого роста, но массивны, имеют длинное, глубокое и широкое туловище, короткие, правильно поставленные, достаточно костистые, с хорошо развитыми суставами конечности. В них отлично сочетаются массивность, сухость сложения и подвижность.

Голова у них средняя, широкая во лбу, с прямым профилем, шея короткая, широкая, мускулистая. У жеребцов и некоторых кобыл сильно развит гребень шеи. Пристанов шеи у лошадей ново-александровского типа низкий, у уральского - высокий. Холка низкая, широкая и мускулистая. Спина длинная, широкая, нередко мягкая. Поясница выпуклая. Круп длинный, свислый, раздвоенный. У уральских лошадей круп менее раздвоен, чем у ново-александровских. Грудь глубокая, широкая, ребро крутое; пах не длинный. Лопатка преимущественно крутая; иногда встречаются лошади с отлогой лопаткой. Передние ноги короткие, широко поставленные, бабки короткие, крутые. В постановке и строении передних ног встречаются отклонения от нормы и недостатки: подставленная нога, запавшее запястье и недостаточная обмускуленность подплечья. Мускулатура крупа и голени хорошо развита. Задние ноги у большинства поставлены правильно; к недостаткам в постановке следует отнести саблистость у ново-александровских лошадей и прямую заднюю ногу - у уральских, особенно распространенную в потомстве жеребца Лимана. Суставы конечностей объемисты и сухи. Сухожилия хорошо развиты и у многих лошадей рельефно очерчены; щетки малые или даже отсутствуют. Копыта небольшие, правильной формы, рог прочный.

Движения у русских тяжеловозов свободные, они обладают хорошими шагом и рысью. Темперамент у них энергичный, характер добронравный.

Преобладающей мастью является рыжая различных оттенков (у 50,4% лошадей); встречаются также масти гнедая (12%), бурая (11,3%), чалая (17,3%), вороная, серая (от 3 до 6%).

Записанные в I том Госплемкниги русские тяжеловозы имели следующие средние промеры и индексы (табл. 23):

Современный состав конных заводов характеризуется более крупным ростом. По данным бонитировки в 1948-1949 гг., полновозрастные кобылы имели промеры:


В породе можно выделить три основных типа.

Наиболее распространен (до 50% всех лошадей) ново-александровский тип , выведенный в одноименном заводе на Украине. Этот тип имеет значительный удельный вес и в уральских конных заводах (через ново-александровских жеребцов). Кобылы ново-александровского типа характеризуются следующими средними промерами и индексами:


В процентах к высоте в холке:


Лошади этого типа при мелком росте глубоки, массивны, длинны и сухи. Им свойственна некоторая перестроенность в крупе, растянутость спины и (часто) свислость крупа. Они породны, сухи, гармоничны и энергичны, обладают хорошим шагом, свободной рысью, высокой грузоподъемностью. Все рекорды по грузоподъемности, скорости движения шагом и рысью установлены лошадьми из линий ново-александровского типа. Большинство лошадей линий Караула, Ларчика, Поденщика относится к этому типу.

Уральский тип сложился в конных заводах Урала на основе племенного материала першинско-хреновского происхождения. Он формировался в условиях более влажного климата, более обильного кормления, недостаточного движения в стойловый период и короткого пастбищного периода. Качество кормов, особенно основных - пастбищного и сена, также было иным, чем в Ново-Александровском конном заводе, располагавшем целинными степями.

Лошади уральского типа крупнее ново-александровских; корпус у них относительно короче, линия верха лучше (реже встречается перестроенность в крупе и мягкая спина), круп менее раздвоен; конституция менее сухая, кожа толще, чаще встречаются лошади с большими щетками: голова большая, более удлиненная в лицевой части, ганаш массивный. Ноги более длинные и костистые.

Средние промеры и индексы кобыл уральского типа:


В процентах к высоте в холке:


К этому типу относятся: большинство лошадей из линии Рубикона, часть потомства Куля (из линии Караула), Газона и др.

Утяжеленный тип сложился в результате использования в уральских конных заводах Сорванца и Сумрака - сыновей Капитана. К данному типу относятся также наиболее крупные потомки Рубикона и Куля. Лошади этого типа самые крупные в породе. Они грубоваты, сыры, недостаточно глубоки и длинны и менее энергичны в работе. Линия верха у них хорошая.

Средние промеры и индексы кобыл утяжеленного типа:


В процентах к высоте в холке:


Кроме этих основных типов, в породе имеются группы лошадей, которых нельзя отнести к какому-либо из описанных типов. Наиболее многочисленна группа лошадей облегченного типа . Эти лошади характеризуются следующими промерами и индексами:


В процентах к высоте в холке:


В связи с выраженной породностью лошадей, входящих в группу облегченного типа, правильным сложением, а также ценностью их по происхождению эта группа в дальнейшем путем соответствующего подбора лошадей и направленного выращивания молодняка будет осваиваться основными желательными типами породы.

Необходимо также упомянуть группу лошадей, имеющих рысистых предков . Эти лошади, выращенные в уральских конных заводах, интересны благодаря свободным аллюрам. По промерам и индексам они не уступают лошадям остальных типов. Их промеры и индексы:


Следует отметить, что у лошадей данной группы улучшение качества аллюров сопровождалось зачастую ухудшением строения передних ног - появлением перехвата под запястьем, торцовости коротких бабок, уменьшением объема и рельефности путовых суставов. Лошади этой группы в массе менее типичны. Это должно предостеречь от попыток "улучшения" арденов рысаками.

В породе имеется ряд линий.

Линия Караула , рыж., рожд. 1909 г., в Дубровском конном заводе, от Колчана и Будки, промеры 143-155-187-20 является наиболее распространенной в породе. В линии уже выделились ответвления, из которых наиболее отличаются друг от друга жеребцы Кальян со своим потомством и Куль.

В целом лошади линии Караула типичные ново-александровские: массивные, длинные, сухие, породные. Особенно породны, однотипичны, правильно сложены и отличаются выдающейся глубиной груди и работоспособностью лошади из потомства Кальяна (внука Караула), бур., рожд. 1929 г. Но они несколько мельче ростом и менее костисты.

Кальян уже дал ряд производителей заводского значения: Лазутчик, бур., рожд. 1936 г., промеры 150-164-218-22,5, от Лазийки; Лист, бур., рожд. 1937 г., промеры 148-163-194-21, от Ластивки; Лесник, бур., рожд. 1937 г., промеры 149-158-199-21, от Лестки, и др.

Второе ответвление линии Караула через Каравая, т.-рыж., рожд. 1926 г., представлено заводским производителем Бурным, рыж., рожд. 1935 г., промеры 151-165-205-21,5, от Баронессы-Злой, и рядом кобыл. Это мощные лошади с низко приставленной толстой шеей.

Несколько особняком в этой линии стоит жеребец Куль, бур., рожд. 1926 г., промеры 145-164-195-22, от Караула и Старой-Барышни. Он грубоват и, будучи использован на матках уральского типа, дал потомство, уклоняющееся к утяжеленному типу. Его дети очень костисты, массивны, иногда грубоваты и сыроваты.

Линия Ларчика . Родоначальник этой линии рыжий в седине Ларчик, рожд. 1918 г., от Мальчика и Табакерки, был очень мелкого роста, но глубок, длинен и обладал большим живым весом. Его промеры - 139-154-193-20 и живой вес - 586 кг. Он широко использовался в Ново-Александровском заводе и оставил довольно большое потомство (около 30% кобыл завода относится к его линии).

Вследствие того, что эта линия развивалась в сочетании с линией Караула, ее представители имеют много общих с последней черт, объединяющих их в один внутрипородный тип. Лошади линии Ларчика простоваты, у них чаще встречается мягкая спина, ноги же поставлены лучше, чем у лошадей линии Караула. По работоспособности и плодовитости линия Ларчика уступает линии Караула, хотя отдельные ее представители и отличались высокой грузоподъемностью (например, жеребец Коварный, рыж., рожд. 1936 г., от Леха и Коварной, вывезший 7 265 кг груза). Так же как и линия Караула, эта линия развивается в двух отличающихся друг от друга ответвлениях через сыновей Ларчика: Леха в Ново-Александровском заводе и Лимана в Уральском.

В Ново-Александровском конном заводе потомки Ларчика (через Леха) несколько грубоваты, как, например, Пролог, гн.-чал., рожд. 1938 г., промеры 148-159-198-22, от Пластины, или довольно крупны, как, например, Коварный, промеры 153-168-205-20,5. В уральских же заводах от простоватого, с низким выходом шеи мелкого Лимана, рыж., рожд. 1928 г. (Ларчик - Туника), имевшего промеры 142-161-188-21, получены породные, с легкой сухой головой, гармоничные лошади, среди них заводские производители: Веселый, рыж., рожд. 1936 г., промеры 148-157-199-22,5, от Веселки; Солидный, рыж., рожд. 1945 г., от Строки, имевший в трехлетнем возрасте промеры 146-157-200-22; Калинник, рыж., рожд. 1944 г., промеры 146-155-190-21, от Калины, и ряд других. Наряду с ними от Лимана и Стрекозы получен и такой жеребец, как Стиль, рыж.-чал., рожд. 1941г., промеры 155-166-214-22,5 и вес 710 кг. При большой массе жеребец Стиль сух, энергичен и подвижен. Он используется в качестве заводского производителя в Куединском конном заводе.

Линия Поденщика , бур., рожд. 1918 г., от Запоя и Колоды, промеры 142-145-205-22, живой вес 577 кг, относится к ново-александровскому типу. Поденщик был некрупным, но массивным и костистым жеребцом, имел мягкую спину и свислый круп. Линия Поденщика представлена слабо, ее удельный вес в маточном составе равен 5%. Лошади этой линии мелкорослы, достаточно массивны, сухи по сложению и породны. Они имеют зачастую прямую спину и укороченный круп. Из недостатков конечностей встречается запавшее запястье и саблистость.

Одним из ценных качеств представителей линии является неприхотливость к корму и способность отлично держать тело. На обычных заводских рационах жеребцы без усиленной работы быстро жиреют.

Продолжают эту линию жеребцы: Ломтик, бур., рожд. 1937 г., от Пасынка и Лютни, промеры 146-158-212-21,5 и вес 643 кг. Его сын Клад, рыж., рожд. 1945 г. (от Куклы), промеры в трехлетнем возрасте 152-157-190-21, и Табор, т.-гнед., рожд. 1937 г., от Поденщика и Турочки, промеры 146-157-203-20.

Линия Рубикона создана в уральских конных заводах, представлена сравнительно крупными лошадьми, имеющими более высокий выход шеи, менее свислый и раздвоенный круп и меньшую перестроенность в крупе. Линия верха у них в массе также лучше. Лошади обладают хорошо развитым костяком, объемистыми суставами, большой, с массивными ганашами головой, иногда несколько грубоватой. Некоторым представителям свойственна сырость конституции.

Лошади линии Рубикона плодовиты, долговечны, конституционально крепки. Эта линия хорошо сочетается со всеми ново-александровскими линиями.

Наиболее выдающимися сыновьями Рубикона оказались: Бравый (от Булки), рыж.-чал., рожд. 1929 г., промеры 148-160-215-23,5; Глазомер (от Гардины), гн.-чал., рожд. 1926 г., промеры 144-185-22,5; Гарун (от Гардины), рожд. 1936 г., промеры 149-163-209-23 см.

Бравый и Гарун используются в уральских конных заводах. Потомство Бравого довольно крупного роста, однотипично, в основном уральского и частично утяжеленного типа. Среди него много грубоватых костистых лошадей с хорошими верхом и плечом и нередко со свислым крупом; отдельные лошади сыроваты.

Потомство Глазомера, использованного в Ново-Александровском конном заводе, отличается от остальных лошадей этого завода более крупным ростом, грубоватостью и некоторой сыростью. Черты уральского типа выражены в нем менее ярко вследствие влияния маточной основы и условии выращивания в степной полосе с сухим климатом.

Оказали влияние на породу также сыновья Рубикона-Сановник рыж., рожд. 1927 г., и Могучий, гн., рожд. 1929 г.

Утяжеленный тип представлен в основном потомством Капитэна через его двух сыновей - Сумрака и Сорванца, происходивших от известной арденской кобылы Сохи.

Линия Капитэна . Лошади этой линии отличаются от остальных арденов некоторой сыростью конституции (особенно потомство Сорванца) грубостью и относительно меньшей длиной туловища. Приплод Сорванца более однотипичен, чем приплод Сумрака, но среди последнего реже встречаются сырые лошади.

В племенной работе лошади из линии Капитэна используются в сочетании с сухими и породными представителями других линий в тех случаях, когда требуется увеличить калибр и костистость. В основном же с линией ведется работа по улучшению экстерьера путем разнородного подбора.

Русские тяжеловозы долговечны: случаи использования жеребцов и маток в возрасте старше 20 лет нередки (например, Сановник, Бравый, Кальян, Лиман, Куль, Калина, Рогожка и др.). Они отличаются высокой плодовитостью; так, Уральский конный завод получает ежегодно более 90 деловых жеребят на 100 маток; зажеребляемость маток от Бравого за ряд лет составляет 95%, от Караула 88,5%, от Рубикона - 86%, Ларчика - 85%, и т. д.

По абсолютным показателям силы тяги они уступают более крупным тяжеловозам, хотя относительно своего живого веса способны проявлять большую силу. При испытаниях на быстроту движения шагом и рысью они часто первенствуют.

На различных видах испытаний были получены следующие лучшие результаты:

Русские тяжеловозы используются как улучшатели мелких местных лошадей. По материалам Всесоюзного научно-исследовательского института коневодства (В. И. Калинин, М. Б. Игнатьева, В. Кобысский и др.), от русских тяжеловозных жеребцов и мелких местных кобыл в различных районах Украинской и Белорусской ССР получены помеси, значительно превосходящие своих матерей: по росту - на 7-10 см, по обхвату груди - на 11-12 см, по обхвату пясти - на 1,2-2,2 см. При этом помеси обладают более выраженными упряжными формами и лучшим сложением.

Для получения необходимой современному крупному механизированному сельскому хозяйству лошади с живым весом не менее 500 кг нужно иметь крупных улучшателей. Русская тяжеловозная порода, обладающая целым рядом ценных качеств, все же недостаточно крупна. Основной задачей племенной работы должно быть гармоничное укрупнение русских тяжеловозов, с сохранением типа сложения, сухости конституции, энергичности темперамента и подвижности. Эта задача может быть достигнута строгим; отбором племенного состава, подбором маток к жеребцам и направленным выращиванием молодняка. Немаловажную роль при разведении русских тяжеловозов, а тем более при совершенствовании породы, играют кормление и содержание племенного состава. Передовые конные заводы уделяют особое внимание полноценному кормлению племенных лошадей, их моциону, рациональному использованию на работах и тренингу молодняка.

В случной сезон жеребцы-производители получают в сутки по 7-8 кг концентратов (в том числе 6 кг овса) и до 12 кг сена (в том числе 6 кг бобового), а летом по 35 кг свежескошенной травы. В неслучной период дача концентратов снижается до 5 кг. Осенью и зимой в рацион вводится до 3 кг моркови. Жеребцы используются в хозяйственных работах: на сеноуборке, хлебоуборке, подвозке кормов и стройматериалов, вывозке навоза на поля. Каждый жеребец работает по полдня. В свободные от работы дни их проезжают с силой тяги 50-70 кг на расстояние в 6-8 км. Кроме того, их выпускают ежедневно в варки или левады на 2-3 часа зимой и 4-5 часов летом. Старые жеребцы пользуются моционом в варках и прогулкой за повозкой на расстояние до 5 км в день.

Племенные кобылы в стойловый период получают по 3-5 кг концентратов, 12-18 кг сена, 2-6 кг яровой соломы, 2 кг моркови. В случае необходимости вместо моркови взрослым лошадям дают по 500-600 г проращенного зерна. В пастбищный период кобылам дают по 2-3 кг овса в день.

Жеребых кобыл используют на уборочных работах; в остальное время их ежедневно выпускают в варки на 5 часов и табуном прогоняют в поле на 6-8 км. Прогулки в поле прекращаются с выпаданием глубокого снега, после чего кобылы пользуются только варками. В две последние перед выжеребкой недели моцион в варках заменяется двукратной проводкой по 5-20 минут. В бураны и метели кобыл не выпускают из конюшен. Холостых кобыл регулярно используют на работах.

Подкормку молодняка начинают с того времени, как жеребенок научится есть овес. К отъему жеребята получают до 4 кг овса, к году - до 5 кг (в сутки на голову). Кроме того, отъемыши получают до 8 кг сена и свежескошенную траву, а зимой - до 9-10 кг сена и 2-3 кг моркови. На пастбище они получают овса до 2-3 кг.

Заездку молодняка начинают зимой. Тренинг проводится согласно "Наставлению по заездке, тренировке и испытаниям лошадей тяжеловозных пород", разработанному Всесоюзным научно-исследовательским институтом коневодства в 1950 г. Суточный рацион тренируемого молодняка состоит примерно зимой из 5 кг овса и 10-12 кг сена, весной - из 6 кг овса и 12 кг сена. Летом молодняк проходит внутризаводские или межзаводские испытания. Воспитывая таким методом молодняк, лучшие конные заводы выращивают маточный состав, характеризующийся следующими средними промерами: высота в холке - 148 см, косая длина - 157 см, обхват груди - 192 см, обхват пясти - 21 см.

Ведущими хозяйствами по разведению русских тяжеловозов в настоящее время являются Куединский, Ново-Александровский и Уральский конные заводы.

Лошади и сегодня в мире техники являются одними из наиболее необходимых помощников в фермерском хозяйстве. Многие люди знают, как бывает нужно в любое время года перевозить с одного места на другое достаточное количество груза. И при этом не каждый раз есть возможность использовать технику. Советский – наилучший помощник, однако, у него есть отличный собрат – Русский тяжеловоз. В чем особенности этих пород лошадей, узнаем давайте вместе.

[ Скрыть ]

Русский тяжеловоз

Русский тяжеловоз относится к породе тяжелоупряжных лошадей. Чаще всего применяются для перевоза большого груза. И хоть и не является самой крупной лошадью в мире, но обладает достаточной силой и выдержкой. Отличается замечательной работоспособностью и долголетием, а также довольно высокой плодовитостью. В отличие от многих лошадей, абсолютно не требовательны к условиям жизни, Русские тяжеловозы отлично подстраиваются под условия русского климата.

Происхождение

Родиной Русского тяжеловозного коня является Урал и работы по выводу породы были довольно непростыми. Во время селекционных работ использовались - Бельгийские тяжеловозы и русские упряжные породы. Также неоднократно приливались крови , Першеронов, Брабансонов и даже Арабских чистокровных скакунов. Основной целью было вывести скакуна с силой на достаточном уровне, неприхотливого и обладающего резвостью, чтобы он мог свободно шагать и бегать рысью.

Внешний вид

Высота в холке составляет от 146 до 150 см. Корпус лошади весьма удлинен, однако, ноги слегка коротковаты, зато отличаются крепостью. Голова довольно небольших размеров, но широкая, а шея отличается мускулистостью. Окрас шерсти такого скакуна в основном рыжий или рыже - чалый. Иногда, очень редко, встречается вороная и гнедая масть.

Характер

Лошадки породы Русский тяжеловоз отличаются абсолютно спокойным характером и добродушностью. Они умны и уравновешены. Благодаря этому легко идут на контакт с людьми и отлично служат им.

Особенности содержания

Русский тяжеловоз абсолютно не прихотлив к условиям содержания. Лошадки легко адаптируются к условиям жизни и к погоде, условиям климата. Зимой они могут проводить днем время в работах на воздухе до самых лютых морозов. Эти скакуны отлично переносят холод, дождь и жару. Однако, в жару рекомендуется давать питомцу больше жидкости.

Основная особенность Советских тяжеловозов – способность перевозить очень тяжелые грузы в несколько тонн. Являются гордостью России и пользуются огромной популярностью в странах Европы. Несмотря на суховатое строение корпуса, они обладают огромной силой и могут запросто переносить непогоду.

Можно даже смело называть Советского тяжеловоза абсолютно уникальным питомцем. Помимо своей силы, этот скакун обладает многими ценными качествами. Это также тяжелоупряжной конь и на сегодняшний день является наиболее крупным и самым выносливым среди других видов.

Происхождение

Советские тяжеловозы были выведены в Советском Союзе. Они являются прямыми потомками знаменитых битюгов. Селекционные работы проводились на базе пород лошадей, которых привезли из-за границы – Брабансоны. Путем длительных селекционных работ коневоды вывели достаточно умного и неприхотливого скакуна. В отличие от Брабансонских коней, Советский тяжеловоз не требует особых условий содержания и не отказывается от простой пищи.

Появились в России в конце 19 века. Примерно в тридцатых годах 20 века этот вид начали усовершенствовать. Полностью же порода утвердилась только в 1952 году.

Внешний вид

В среднем высота в холке составляет от 165 см до 170 см. Вес составляет от 700 до 1000 кг. Первое, что сразу же привлекает внимание – это шея, голова и грудь, которые отличаются массивностью. А благодаря тому, что спина довольно мягкая, на нем можно ездить верхом. Как и у всех тяжеловозов, особенностью является поясница, которая имеет раздвоенный круп, что позволяет лошади возить весьма тяжелый груз за собой. Ноги у Советских тяжеловозов отличаются массивностью и крепостью.

Окрас шерсти может быть разнообразным. Однако, наиболее часто встречаются рыжий цветовой окрас и чалый. Советский тяжеловоз имеет достаточно пышную гриву и хвост.

Характер

Советский тяжеловоз отличается достаточно энергичным характером. Они очень эмоциональны, но движения их горды и грациозны. Легко идут на контакт с людьми.

Особенности содержания

Так же, как и Русские тяжеловозы, Советский тяжеловоз не требует огромных апартаментов для жизни. Достаточно сделать вольер под открытым небом. Однако, этот вольер подходит для провождения времени днем и в теплое время года. В любом случае необходима конюшня с достаточным количеством пространства. Они совсем неприхотливы к питанию и не требуют дорогих кормов. Легко переносят морозы и дожди.

Фотогалерея

Видео «Как выглядит благородный скакун в реальности»

В данном видео можно увидеть Советского тяжеловоза и его манеры.

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.
gastroguru © 2017